Часто молодые артисты находятся в плену заблуждений по поводу того, что на самом деле есть Продюсерская компания. Попробуем разобраться.
Иллюзии, возникающие из киношных историй, сводятся к тому, что на белом свете есть странные персонажи под названием Продюсеры, у которых полно денег, а основным их занятием является поиск молодых дарований и вложение денег в их творчество. Они не обременены формальностями, а дела решают исключительно за счет обаяния с толстым бумажником наперевес.
Следовательно, вопрос продвижения их, как артистов сводится к поиску этих самых «богатых продюсеров». И эти попытки в подавляющем большинстве оказываются, почему-то, безрезультатными, а ожидание такой встречи затягивается на многие годы, вконец отбивая надежду и веру в возможность успешного продвижения.
Я не отрицаю, что такие продюсеры где-то существуют в Голливуде. Но их настолько мало, что расчет на подобные «случайности» выглядит наивно и подобен расчету выиграть в лотерею (кстати, вот вам и ответ, где взять деньги:)
Короче, если говорить серьезно, то музыкальная индустрия – точно такой же бизнес со всеми механизмами и атрибутами, как и любой другой вид коммерческой деятельности. А существование «свободных художников», сегодня расценивается как незаконная предпринимательская деятельность и наказывается весьма строго (крупным штрафом + конфискация дохода, полученного в результате такой деятельности, вплоть до тюремного заключения на срок от 2 до 7 лет.) Исключение - когда музыкальная деятельность не приносит дохода и является исключительно личным хобби. Но от этого мы как раз и пытаемся отойти? И предполагаем, что за наши выступления зрители должны справедливо платить.
Попытки плевать на закон проходят лишь до той поры, пока вы ни чего не зарабатываете. Но стоит появиться какому-нибудь доходу, как все меняется. Поэтому будем исходить из суровой действительности, законодательства и существующей практики осуществления концертной деятельности на территории государства. А значит, вам в первую очередь необходимо обрести соответствующий легальный статус Артиста и начать работать цивилизованно. Тот, кто с этим не согласен может эту статью дальше не читать.
Стоит отметить, что у современного Артиста есть два принципиальных пути для реализации своих планов по зарабатыванию на жизнь творческим трудом:
1. Устроиться на хорошую (высокооплачиваемую) работу в уже существующее или вновь организующееся коммерческое предприятие;
2. Создать собственный частный бизнес, или стать совладельцем такового на принципах долевого участия.
Искать компромисс между первым и вторым не воспрещено, но, как правило, не реалистично.
Рассмотрим оба случая с их достоинствами и недостатками.
1. Устроиться на хорошую (высокооплачиваемую) работу.
Начнем с того, что вам нужно просто-напросто найти свободную вакансию на ту должность, о которой вы мечтаете. Для этого необходимо провести следующую работу:
- Узнать адреса и контактные данные всех серьезных концертирующих коллективов и компаний;
- Сформулировать и оформить профессиональное резюме и направить его соответствующим образом в кадровую службу этих компаний, лучше сходить лично;
- Ждать (сколько придется) освобождения вакансии и быть постоянно готовым к участию в конкурсном отборе (кастинге) среди множества других потенциальных претендентов.
О каких компаниях идет речь? Это в первую очередь профессионально работающие коллективы. Они могут быть и государственные, и частные, но обязательно реально работающие и занимающиеся концертной или любой другой музыкально-коммерческой деятельностью. Ну, например такие как: Государственный ансамбль «Песняры», «Сябры», «Верасы», ансамбли «Хорошки», «Классик-Авангард», «Свята», «Камерата», «Купалинка», Оркестр Михаила Финберга, Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки, Государственный академический симфонический оркестр, хоровая капелла им. Г.Ширмы, оркестр им. И. Жиновича, Студии звукозаписи при Бел-Радио, Белтелерадиокомпания, Проекты крупных продюсерских компаний, Учреждения музыкального образования, Белгосфилармония и т.п.
Возможно вас примут на работу в проекте какой-нибудь частной продюсерской компании, но непременно на условиях ограниченной заработной платы и «птичьих» правах.
В данном случае вам не нужно задумываться о деньгах и финансировании проекта, а лишь исключительно об уровне своего профессионализма, ведь вы выступаете в качестве обыкновенного «наемника» и продаете свои таланты работодателю на определенных условиях, регламентируемых ГЗОТ.
Достоинства:
-отсутствие необходимого стартового капитала,
-отлаженная схема гастрольной работы,
- быстрое признание зрителем,
-регламентированные условия труда, социальный пакет включая больничный, отпуск, надбавки, премии и прочее,
-инвентарь, инструменты и костюмы предоставляются за счет нанимателя,
-стабильная зарплата, гарантированная пенсия (если доработаете),
-отсутствие необходимости задумываться над бизнесом, бухгалтерией, налогами,
-минимальные риски.
Недостатки:
- вакансии освобождаются уж крайне редко (ждать придется годами, а то и десятилетиями),
- минимальное количество подходящих проектов по жанру, стилистике и вашим стремлениям в творчестве,
- отсутствие заблаговременной информации об освобождении вакансий,
- недостаточное количество организаций занимающихся такими проектами и чрезмерно большое количество потенциальных претендентов, высокий конкурс (до 1000 чел) и не факт, что именно вы получите место, а не родственник или любовница менеджера по кадрам,
- заработная плата от вас не зависит, и всегда весьма «умеренная» даже в раскрученных проектах (от 500$ в месяц),
- жесткая производственная субординация и четкий регламент творческой инициативы, в котором за вас думают другие, а инициатива не приветствуется,
- отсутствие механизмов самореализации на «стороне», зажимы и ревность руководства, корпоративная солидарность с мнением худрука,
- все права собственности на результаты труда по найму принадлежат нанимателю, и вы не можете претендовать на авторское вознаграждение (разве что, совмещая со вторым способом самореализации, изложенным ниже)
2 .Создать собственный бизнес или стать совладельцем.
Скажу сразу, что этот способ лишен приведенных недостатков. Это типичный капиталистический путь, со всеми плюсами и минусами. Он требует больших усилий, но и сулит высокие результаты. Основной недостаток - это финансовый риск, который входит в базовое определение этого вида предпринимательства.
Законодательством РБ регламентируются основные формы осуществления подобной коммерческой деятельности.
Например, вы можете быть:
- индивидуальным предпринимателем (работая с привлечением не более 3 близких родственников и с количеством зрителей в зале до 150 чел.),
- владельцем Частного Унитарного предприятия (где вы хозяин, с правом найма на работу любого количества сотрудников и работаете в любых залах),
- членом объединения собственников в форме ООО, ОДО, ОАО (где вы совладелец компании с полномочиями юридического лица и всеми прерогативами)
Но в любом случае вам придется решить базовые бизнес вопросы, а так называемые понятия «стартовый капитал» или «финансовый ценз» для вас станут началом реализации вашего Бизнес-плана. Это, пожалуй, основной вопрос от которого зависит конечный результат ваших усилий. Ведь ни кому не придет в голову начать торговый бизнес без необходимого капитала, лишь потому, что об этом мечтал всю жизнь? Почему же в музыкальном бизнесе все думают иначе? Может потому, что здесь больше творческих людей, чем бизнес-практиков? Но факт есть факт.
Уровень вашей проф.пригодности, по определению, должен соответствовать базовым представлениям в предложенной отрасли, и останавливаться на этом сейчас не будем.
Итак, деньги. Они должны быть! Сколько? Это зависит от бизнес-плана и конечных целей.
Вы можете:
А) иметь всю необходимую сумму сразу,
Б) воспользоваться минимально возможным капиталом, оборачивая который можно покрыть полный комплекс затрат в несколько приемов.
В случае А трудность заключается в величине необходимого капитала, который необходимо иметь сразу (от 50 до 100 тысяч $, хотя верхний предел ограничен лишь вашими амбициями). Этот подход требует серьезных расчетов, легальных юридических схем и наличия профессионального менеджмента. Проблема с деньгами может быть решена за счет привлечения заемных средств (кредиты банков, частные инвесторы, долевое финансирование совладельцами). Тут и возникают вопросы гарантированности заемных средств, и статус юридического лица является наиболее предпочтительным для кредиторов и инвесторов. В этом случае результат будет наиболее прогнозируемым и определенным в сроках соответствующим инвестиционным планом, расчетами и сметами. Риск минимизируется за счет детализации плана, последовательности его реализации и обратно пропорционален величине вложений. Грамотно разработанный бизнес-план позволяет добиться положительных результатов в 60 -70% случаев, если не рассматривать форс-мажорные обстоятельства. Стоит отметить, что финансовые взаимоотношения в данном случае носят безналичный характер, как того требует законодательство и легально прозрачны для инвесторов. Но стоимость затрат увеличивается за счет налогов и отчислений. Остальной успех во многом зависит от правильно выбранной конъюнктуры, квалификации привлеченных специалистов, личных возможностей артиста и Продюсера.
В случае Б вам потребуется меньше денег, но гораздо больше удачи. Деньги будут вкладываться «по кругу». Необходимо будет потратить много усилий по их возврату с минимальных гонораров и небольших концертных сборов, т.к. вы мало известны и непопулярны. Это сделать трудно, но возможно. Выверенный план действий вам так же крайне необходим. Может потребоваться от 10 до 20 тыс. $.
Этот путь привлекает большинство сегодняшних претендентов на лавры коммерческого проекта. Принцип тот же, что и выше. Но обязательно возрастает количество непредсказуемых событий, просчитать которые становится сложнее в связи с необходимостью оперативной оборачиваемости средств и «накопительным» принципом негативных обстоятельств, которые влияют на успех. Не сработавшая, по каким-то причинам часть плана, останавливает дальнейшее продвижение всего проекта. Тогда, как при полном финансировании таких сбоев не происходит, и продвижение идет, но чуть хуже запланированного. Сбои в промо-схеме приводят к более длинным срокам реализации проекта, требуют постоянного творческого «подруливания» опытным менеджером (продюсером), роль которого неимоверно возрастает. Процент успеха в данном случае 40 –50, без учета форс-мажорных обстоятельств. Но финансовый риск гораздо ниже и можно обойтись собственными ресурсами.
Итак, вы имеете необходимую сумму для начала проекта. На данном этапе важно потратить ее максимально эффективно и грамотно. Самый экономичный способ (расчет наличными) к сожалению - самый незаконный, рискованный, а попытки идти таким путем однозначно приводят к неприятностям. Ведь все, что делается нелегально невозможно контролировать, а значит, возрастает риск «влететь» по причине человеческой необязательности или элементарного «кидалова». К тому же, в дальнейшем возникнет ряд вопросов по возврату (обналичиванию) денег инвестору, списанию средств полученных с гонораров и концертов. Поэтому отражать затраты просто необходимо. К тому же деньги в бизнесе не могут браться «ни от куда» и отвечать на вопросы налоговиков «а откуда это появилось?» придется обязательно. И все левое повиснет в воздухе. Поверьте горькому опыту предшественников.
Поэтому вам необходимо легализовать затраты и документировать (по возможности) все платежи, чем должен заняться ваш бухгалтер, который к тому же ведет все налоговые дела и банковские процедуры.
Оформление договоров и исполнение правовых формальностей – работа директора, который, кстати, должен позаботиться о привлекаемых специалистах, обслуживающих проект. Если директором является продюсер, это еще лучше. Хотя в идеале (при успешном развитии проекта) эти функции желательно разделить, так как продюсер берет на себя большую часть творческих и стратегических вопросов, а директор – бухгалтерских и повседневных, связанных с работой компании. Все остальные кадры могут работать по договорам подряда и нанимаются директором по необходимости.
Значит, открывать кантору нужно обязательно!
Вам необходимо решить вопросы с Билетным хозяйством, Гастрольными удостоверениями при работе на концертах по билетам, а так же обеспечить возможность приема безналичной оплаты от юридических лиц, при работе на «заказниках».
В любом случае обойтись без надежных, преданных кадров вам не удастся. Пытаться сделать все самому просто не реально. Для этого стоит найти настоящих профессионалов и единомышленников в лице Директора-продюсера, бухгалтера и юриста. Вот только времени, денег и усилий это займет уйму.
Лучше всего на первоначальном этапе решить этот вопрос путем «найма» уже существующей команды специалистов с собственными юридическими реквизитами. Это проще сделать, используя штат небольшого, уже существующего продюсерского бюро или агентства. Вы экономите много времени и сил, а главное - подобные специалисты, работая с несколькими проектами одновременно, могут обеспечить необходимый профессионализм, зарабатывая с каждого проекта понемногу, что выгодно, в общем-то, и вам. Главное в данном случае понимать, что не они вас, а вы их содержите и нанимаете для работы. Хотя вопрос этот весьма деликатный, и лучше строить отношения на партнерских интонациях. Это отражается соответствующим договором (Контрактом), в котором оговаривается материальная сторона взаимоотношений и обязанности сторон на первых и последующих стадиях развития проекта.
Но не стоит рассчитывать, что деньги будут вкладывать директор с бухгалтером (в данном случае продюсерское агентство). Это не их работа. А вот найти инвестора нужно, причем именно Вам, а не компании. В противном случае ваши отношения с ней сводятся к пункту 1 этой статьи (и вы опять окажетесь в статусе всего лишь рабочей силы!).
Кстати не плохо, если в Контракте будет присутствовать и третья сторона в лице Инвестора. Это первый основополагающий документ, с которого начинается ваш бизнес. Эти отношения продлятся до полного исчерпания обязательств по Контракту. Для вас это дополнительные гарантии долгосрочного сотрудничества и обязательности участников проекта. Хотя ни чего не бывает вечного.
На практике, вырастая, либо проект прикрепляет к себе первоначальный менеджмент и происходит удачное слияние, либо проект обзаводится собственным персоналом. Но в самом начале пути иметь собственный персонал нецелесообразно.
Рассчитывать на полноценные партнерские отношения с крупной продюсерской компанией не стоит, так как по «Сеньке шапка», и со своими деньгами стать полноправным партнером «монстра» вряд ли удастся, а политику шоу-бизнеса изменить весьма трудно. Вас все равно «обдерут как липку». И предложат невыгодный для вас контракт, потому как у вас нет причин полноценно торговаться. Хотя если есть возможность сотрудничества с мощной компанией, может стоит взвесить все резоны и прибрать собственный аппетит?